"Будь здоров, дошкольник" Страничка инструктора по физвоспитанию
Давайте знакомиться, инструктор по физвоспитанию- Исаева Елена Игоревна
Предлагаю ознакомиться с рекомендациями по организации физической культуры и сохранению здоровья дошкольников в условиях семьи
«Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду — это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Во время ее проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна: улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников»
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно - расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе.
Слишком шумные, беспокойные, эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство. Нередко в категорию «шустриков» попадают и дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако, следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядоченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого переключать их на спокойные виды игр.
Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала следует выбрать детей уравновешенных, умеющих выдерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверить «шустрикам», т. к. они не боятся новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие быстроты и ловкости.
Другая группа «особых» детей более удобна для педагогов и родителей. Это медлительные, тревожные, легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями, предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощенных сверстников.
В условиях пребывания в ДОУ медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки, отведенные для выполнения той или иной деятельности, другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. У взрослых они вызывают раздражение, а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игры. Вместе с тем, именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.
Игры для детей с высокой потребностью в движении («шустриков»)
Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет) Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника. Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, или участок д/с. Ход игры. Дети спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, удар в бубен, команда «Танцуем по одному!» с включением музыкального сопровождения). Расцепляют руки и разбегаются в разных направлениях по всему залу, делают произвольные танцевальные движения под муз, сопровождение. По второму сигналу: «Найди пару!» (остановка музыки, хлопок в ладоши) и детям предлагается быстро найти свою пару и взяться за руки. Воспитатель встает в пару с одним из детей. Ребенок, оставшийся без пары, считается проигравшим.
Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет) Цель. Способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствий; развивать координацию движений, ловкость, умение слушать и слышать воспитателя, реагировать на сигнал. Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, или участок д/с. Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.
Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал. Материал. Стулья (по количеству игроков) Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп. Ход игры. По обеим сторонам игровой площадки расставляют стулья по числу играющих. Дети садятся на один ряд стульев, воспитатель встает сбоку от них. Вместе произносят рифмованный текст:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на дружку все глядеть.
Не пора ли вам подняться
И местами поменяться?
Затем взрослый дает команду: «Раз, два, три - беги!». Дети поднимаются со своих мест и бегут на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее занять любой стул. Взрослый как равноправный участник игры тоже занимает свободный стул. Ребенок, оставшийся без места, считается проигравшим, становится водящим и отдает команды другим игрокам.
Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал участок д/с. Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.) Цель. Упражнять в передаче катании мяча разными способами: руками, ногами; развивать быстроту реакции, ловкость; формировать положительные отношения между играющими; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; укреплять мышечно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей. Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей. Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.
Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Групповое помещение, физкультурный зал. Материал. Два газовых платка. Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей. Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».
Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Физкультурный зал, участок д/с. Материал. Мяч. Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук. Ход игры. На игровом поле на расстоянии 2-2,5 м начерчены две линии, за ними встают игроки. Из числа играющих выбирается ловишка. Он занимает место между двумя линиями в центре игровой площадки. Ловишка может бегать посередине площадки между линиями от одного конца шеренги до другого. Дети начинают перебрасывать друг другу мяч, называя имя того игрока, которому бросают мяч. Задача водящего - перехватить мяч, не дав ему попасть в руки игроков. Если мяч поймал водящий, игрок, бросавший мяч, становится водящим.
Игры для детей с низкой потребностью в активных движениях («мямликов»)
Догони обруч (бессюжетная игра для детей 2-4 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, участок д/с. Материал. Обруч. Цель. Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки бега на скорость, формировать быстроту, общую выносливость, желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры со спортивным инвентарем в помещении и на улице; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата стоп и голени. Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу у линии старта. За их спинами стоит водящий (сначала взрослый, потом ребенок, держа обруч. Водящий запускает обруч вперед и говорит: «Марш!». Дети бегут за обручем, стараясь поймать его. Выигрывает тот участник, кому это удается сделать первому.
Волейбол с воздушными шарами (бессюжетная игра для детей 2-4 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал. Материал. Воздушные шары для половины игроков. Цель. Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки подбрасывания и передачи воздушного шара партнеру по игре; формировать ловкость, общую выносливость и желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры детей с воздушными шарами в помещении и на улице; способствовать укреплению мышц рук. Ход игры. Дети встают в пары друг напротив друга и начинают перебрасывать шары партнеру по игре. Выигрывает та пара, которой удастся дольше других не уронить шар. Вариант игры. Игроки встают в общий круг и перебрасывают шар друг другу, отбивая его. Игрок, не сумевший отбить летящий к нему шар, выходит из игры на один кон.
Заморожу (бессюжетная игра для детей 3-5 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, участок д/с. Цель. Упражнять в быстрой смене движений рук; способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; развивать координацию движений, ловкость; продолжать учить согласовывать свои движения с действиями других игроков; создавать условия для повышения уверенности в собственных силах; укреплять мышцы рук и плечевого пояса. Ход игры. Играющие образуют круг и вытягивают руки к центру. Водящий –Морозко (сначала взрослый, затем ребенок) стоит в середине круга. Дети подпрыгивают на месте, приговаривая: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!», при приближении Морозко прячут руки за спину, а тот старается осалить кого-нибудь по руке. Осаленный становится водящим, и игра продолжается.
Юла (бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, участок д/с. Материал. Обручи по количеству игроков. Цель. Формировать умение вращать обруч, установив его вертикально на полу, а также физические качества (ловкость, гибкость, общую выносливость); способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; поощрять инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложные подвижные игры; создавать условия для проявления успешности в двигательной деятельности; способствовать укреплению мышц рук и плечевого пояса. Ход игры. Играют 2-4 детей. Поставив обруч на пол, придерживая его сверху рукой, игроки должны быстрым движением закрутить его одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем отпустить и дать покружиться. Выигрывает тот игрок, чей обруч кружится дольше. Вариант игры. Игрокам предлагается быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем отпустить его и дать покружиться на счет 1-5(10, потом быстро поймать обруч, не допустив его падения. Выигрывает тот игрок, кто выполнит задание правильно.
Обмоталочки (бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Групповое помещение, физ. зал. Материал. Веревка длиной более 5 м, середина которой обозначена меткой. Цель. Упражнять в умении кружиться на месте, не теряя равновесия; способствовать осознанию границ своего тела; развивать быстроту реакции на сигнал; создавать условия для управления своими движениями и контроля своего поведения; поддерживать желание выигрывать в соревнованиях со сверстниками; способствовать укреплению мышц туловища и ног. Ход игры. Два игрока встают у концов веревки, закрепляют их на поясе. По сигналу взрослого и под его контролем дети начинают кружиться на месте, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
Лесные пятнашки (бессюжетная игра для детей 5-7 лет) Место проведения. Участок детского сада. Материал. Деревья на участке. Цель. Упражнять в беге с увертыванием от водящего, создавать условия для управления своими движениями и контроля своего поведения; поддерживать желание детей участвовать в совместной игровой деятельности со сверстниками; способствовать укреплению мышц туловища и нижних конечностей. Ход игры. Из числа играющих выбирается ловишка. Он отходит в сторону от игровой площадки. Игроки встают на линию старта. По сигналу взрослого «Раз, два, три - беги!» игроки стараются перебежать за линию финиша, обозначенную на расстоянии 4-6 м от старта. Ловишка старается поймать детей; при этом нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву, и тех, кто сумеет обхватить дерево руками.
«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей
дошкольного возраста»
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране, как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
Наши воспитанники в скором будущем должны идти в школу. Но только здоровый ребенок может охватить тот объем знаний, который дают в школе. Поэтому необходимо проводить с дошкольниками работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью, как систему мероприятий. У детей формируются представления об организме человека, умения по уходу за своим организмом, они приобретают знания правил бережного отношения к своему здоровью. Дети стремятся к физическому совершенству, хотят быть красивыми, стройными, здоровыми. Это в свою очередь ведет к успешной адаптации детей в школе.
Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.
Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:
1. Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
3. Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.
Ознакомление детей с организмом ни в коей мере не предполагает изучение курса анатомии и физиологии человека.
Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму. Конечно, обойтись без первичных знаний анатомии и физиологии человека нельзя. Но как донести их до детей? Помогут детям доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы:
1. Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке.
2. Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека.
3. Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.
4. Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела.
5. Освоение практических действий по оказанию первой помощи.
6. Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.
Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию, можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).
Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы. Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке, и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.
После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление. Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике.
В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм. Дети смогут проявлять самостоятельность, правильно понимать эмоциональные состояния других и при необходимости прийти на помощь. Ребенок будет испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и процедур