Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

В "Мир головоломок" всей семьёй!

Консультация для родителей:
"Всей семьёй в "Мир головоломок"

  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности»

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

XX1 век – это век информационных технологий. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Одним из средств развития логического мышления является головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.  

Нашему дошкольному учреждению в 2022 г. присвоен статус инновационной площадки федерального уровня "Образовательный модуль "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников".

Научным руководителем проекта является Казунина Ирина Ивановна, руководитель методической службы АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России", заместитель руководителя федерального экспертного совета ВОО "Воспитатели России" и создатель игрового набора "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников.

Реализация проекта осуществляется в виде смарт-тренинга – это метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Дети очень активны в восприятии  головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

В ходе знакомства ребят с головоломками, педагоги предлагают вначале детям рассмотреть её. Дети узнают название игры, рассматривают внешний вид фигур, определяют,  на что они похожи. Затем педагог предлагает подумать, как можно решить головоломку. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог на примере одной показывает, как нужно решать головоломку.

От решения головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) воспитанники переходят к самостоятельным действиям.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными  особенностями детей.

От наглядно-действенного мышления в раннем возрасте, когда дети  уже способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами идет развитие  образного мышления и увеличение объема памяти в среднем возрасте. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности:  развитием образного мышления и воображения, памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте образное мышление продолжает совершенствоваться, складываются элементы  логического мышления.

Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.  Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки учат детей  усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Реализуя  проект, педагоги детского сада  решают задачи по оптимизации познавательного развития дошкольников, интеграции познавательной активности детей в контексте исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, по  созданию условий повышения эффективности реализации образовательной области «Познавательное развитие». Предлагаем вместе с нами и ребятами погрузиться в увлекательный «Мир головоломок».

Консультация для родителей

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения:

•       учат пространственному мышлению;

•       формируют и закрепляют понятия цвета и формы;

•       улучшают внимание, воображение;

•       развивают способность «читать» схему-инструкцию;

•       учат визуально делить целый объект на части;

•       помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.

Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.

Уважаемые родители, научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых развивают детско-родительские взаимоотношения. Может быть, таким семейным увлечением станут игры-головоломки?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, воспитателям и родителям следует:

1. Взрослому иметь личный интерес к головоломкам.

 2. Правильно подойти к выбору головоломки для дошкольника. Одним из моментов является подбор игр-головоломок с учетом доступности их решения, немало важно ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности ребенка. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.

 3. При приобретении игры-головоломки, определиться, будет ли ребенок играть в нее один, или несколько человек одновременно.

 4. Продумать место размещения головоломок. Игры-головоломки должны находиться в специально отведенном месте в свободном доступе детей, отдельно от игрушек.

 5. Помнить, что головоломок не должно быть много, так как ребенок дошкольник может переключиться на другую головоломку, не закончив предыдущую, в силу своих личностных особенностей.

 6. Обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей.

 7. Выбрать первой простую головоломку, которую ребенок обязательно решит, чтобы поддержать интерес к решению более сложных.

 8. Учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу.

 9. При первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте. 10. При знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него.

 10. Использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым.

 11. Избегать отрицательной оценки действий ребенка. Позвольте ребенку получить удовольствие от самостоятельно найденного решения и порадуйтесь его успехам!